Государственный музей
архитектуры имени А. В. Щусева

История музея

1934 год

Музей Академии архитектуры СССР в Донском монастыре

01

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.

Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции.

Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

1934 год
1935 год

1946 год

Республиканский музей русской архитектуры на Воздвиженке (ул. Коминтерна)

istoriya 1946 300x220

Великая Отечественная война перевернула отношение россиян к собственному культурно-историческому наследию, заставила понять его значение для национального самосознания. Сохранение всей возможной документации о русской архитектуре, определяющей лицо нации, стало крайне важным для народа-победителя, понесшего необратимые потери.

12 октября 1945 г. В.М. Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Для этих целей была выделена городская Усадьба Талызиных на Воздвиженке (ул. Коминтерна).

Новый музей архитектуры был создан по инициативе выдающегося архитектора А.В. Щусева, ставшего его первым директором. В отличие от Музея Академии архитектуры СССР, он предназначался не только специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически он должен был выполнить те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства.

Под руководством А.В. Щусева музей архитектуры стал оплотом борьбы за сохранение наследия и крупным научно-исследовательским центром архитектуры и градостроительства. Постоянная экспозиция по истории русской архитектуры была открыта в музее в 1957 г. Важным направлением деятельности музея стали научные экспедиции в Новгород, Псков, Поволжье для обследования и реставрации памятников архитектуры, а также пополнения фондов.

Предметом музейного собирания впервые стали произведения советской архитектуры. И сам Щусев, и его коллеги-архитекторы дарили музею свои проекты, модели, фотографии. Одним из главных объектов показа стала сама усадьба Талызиных - выдающийся памятник русского классицизма XVIII в., построенная по проекту великого русского зодчего Матвея Казакова. Ее научную реставрацию осуществила возглавляемая Щусевым архитектурно-проектная мастерская. По замыслу Щусева, со временем число таких зданий - «экспонатов» должно было пополниться за счет открытия филиалов музея и в других памятниках архитектуры.

1945 год
1957 год

1964 год

Государственный научно-исследовательский музей им. А.В. Щусева

04

К началу 1960-х гг. направления и методы деятельности обоих музеев сблизились настолько, что стала очевидной целесообразность их объединения.

1 января 1964 г. был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, аккумулировавший фонды обоих музеев и унаследовавший их владения в Донском монастыре и на Воздвиженке. В Донском, получившим статус филиала, разместились экспозиция и фонды по истории русской архитектуры, на Воздвиженке – по советской.

Музей имел постоянную экспозицию и в основном здании, и в филиале и, кроме того, проводил тематические и юбилейные выставки по истории русской и советской архитектуры, организовывал передвижные экспозиции в масштабе страны, а также в странах соцлагеря, принимал зарубежные выставки, знакомившие посетителей с мировой архитектурной практикой. В музее работал лекторий по истории русского зодчества, специализированная архитектурная библиотека и открытый для доступа научный фотокаталог. Сотрудники музея занимались научно-исследовательской работой. В этот период музей стал активно собирать и показывать материалы по современной архитектуре тех лет, уделяя особое внимание конкурсным проектам.

Объединение двух музеев в единую структуру дало импульс к возникновению нового качества музейной деятельности - позволило расширить ее, сделать более созвучной времени, более доступной для непрофессионалов.

1960 год
1964 год

1990-е

800px-MoscowMuseum of Architecture

Перестройка, радикально изменившая жизнь страны, не могла не повлиять на жизнь музея архитектуры. В 1991 г. решением московских городских властей Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Музейные экспонаты в срочном порядке были эвакуированы на Воздвиженку, в неприспособленные и без того затесненные помещения, к тому же, нуждающиеся в капитальном ремонте. Последние ремонтно-реставрационные работы проходили в середине 1960-х гг. После прокладки Филевской линии метро и новых коммуникаций как раз под музейным комплексом, конструкции строений XVIII века деформировались настолько, что в настоящее время требуют принятия антиаварийных мер. Из-за дефицита пространства постоянная музейная экспозиция была закрыта, а богатейший музейный фонд оказался на многие годы фактически изъят из культурного оборота. Первый в истории музей архитектуры сегодня требует решения множества проблем, которые накапливались десятилетиями.

1991 год

Музей сегодня

12


Сегодня Музей Архитектуры располагает тремя выставочными пространствами: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель "Руина" и средневековое пространство Аптекарского приказа - трапезных палат XVII века. Во дворике музея, закрытом от шумных улиц столицы и доступный москвичам в режиме работы музея, представлена коллекция скульптуры - подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове, решетки оград XIX-XX веков, садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков. В музее проводятся выставки, посвященные истории отечественной и зарубежной архитектуры, а также смежных дисциплин. Помимо основной выставочной деятельности в музее ведется научно-исследовательская, реставрационная и просветительская работа.

Фонды музея сегодня насчитывают более 800000 единиц хранения. Хранением и изучением коллекции занимаются сотрудники научных отделов: отделы хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX и ХХ веков, архитектурный архив, отдел хранения и реставрации трехмерных объектов, отдел хранения уникальных фотогарфий и негативов, отдел реставрации графики, а также библиотека. Музей архитектуры предоставляет право проводить научно-исследовательскую работу в фондах Музея как индивидуальным исследователям, так и представителям учреждений.

Филиал музея - Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых занимается хранением и исследованием творчества архитектора-авангардиста Константина Мельникова и его сына - Виктора Мельникова, художника. Сегодня главным объектом показа филиала является Дом-мастерская Константина Мельникова - всемирно известный памятник архитектуры авангарда, возведенный в 1927-1929 годах. В настоящее время посещение Дома Мельникова возможно исключительно в составе экскурсионных групп в сопровождении гида. Двор Дома Мельникова (Кривоарбатский пер., 10) доступен для свободного посещения в светлое время суток. Во дворе можно ознакомиться с экспозицией "Открытый Мельников", посвященной творчеству архитектора. В теплое время года здесь действует летний лекторий, проводятся тематические мастер-классы и экскурсии.

С октября по май в Музее архитектуры работает Лекторий, в котором предлагаются различные возможности знакомства с историей и теорией русской и зарубежной архитектуры, её видами и особенностями, художественными стилями, творчеством крупнейших мастеров. В зависимости от целей и предпочтений, каждый слушатель может выбрать интересующий его способ посещения — от систематического посещения научно-популярных лекционных циклов до однократного посещения лекции интересующей тематики. В лектории регулярно проводятся встречи с выдающимися отечественными и зарубежными архитекторами, представляющими свои творческие концепции.

В 2014 году для самых маленьких посетителей музея был создан Детский центр. Главная задача Детского центра МА – дать возможность детям изучать архитектуру в доступной для них форме, создавать собственные проекты, осваивать ремесло реставрации. Программа курсов детского центра постоянно пополняется и расширяется. Сегодня Музей проводит занятия по искусству мозаики, столярному делу, искусству монументальной живописи и академического рисунка, занятия резьбой по белому камню и архитектурные пленэры. После завершения учебного года, в июле месяце, в Детском центре традиционно проходит Детский АРХИлагерь. В первые две недели лета юные учащиеся исследуют архитектуру Москвы и ближайших городов, изучают специфику проведения археологических работ в крупном городе, искусство реставрации декоративных элементов архитектуры, вместе работают над общим большим проектом, презентация которого проходит по завершении лагеря в одном из выставочных залов музея.

Для детской, юношеской и взрослой аудитории Музей предлагает экскурсионные маршруты: как пешеходные прогулки по городу Москве,  так и тематические экскурсии по выставкам музея и архитектурному комплексу усадьбы Талызиных. Для школьников 7-8 классов идеально подходит экскурсионный маршрут "Неосуществленное будущее. Модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова", посвященный Москве XVIII века, первым годам царствования Императрицы Екатерины II и её грандиозному замыслу переустройства Московского Кремля.

2017 год
Оценка услуг