Государственный музей
архитектуры имени А. В. Щусева

История музея

1934 год

Музей Академии архитектуры СССР в Донском монастыре

01

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX в. под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.

Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея, и ставшие частью коллекции.

Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

1934 год
1935 год

1946 год

Республиканский музей русской архитектуры на Воздвиженке (ул. Коминтерна)

02

Великая Отечественная война перевернула отношение россиян к собственному культурно-историческому наследию, заставила понять его значение для национального самосознания. Сохранение всей возможной документации о русской архитектуре, определяющей лицо нации, стало крайне важным для народа-победителя, понесшего необратимые потери.

12 октября 1945 г. В.М. Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Для этих целей была выделена городская Усадьба Талызиных на Воздвиженке (ул. Коминтерна).

Новый музей архитектуры был создан по инициативе выдающегося архитектора А.В. Щусева, ставшего его первым директором. В отличие от Музея Академии архитектуры СССР, он предназначался не только специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически он должен был выполнить те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства.

Под руководством А.В. Щусева музей архитектуры стал оплотом борьбы за сохранение наследия и крупным научно-исследовательским центром архитектуры и градостроительства. Постоянная экспозиция по истории русской архитектуры была открыта в музее в 1957 г. Важным направлением деятельности музея стали научные экспедиции в Новгород, Псков, Поволжье для обследования и реставрации памятников архитектуры, а также пополнения фондов.

Предметом музейного собирания впервые стали произведения советской архитектуры. И сам Щусев, и его коллеги-архитекторы дарили музею свои проекты, модели, фотографии. Одним из главных объектов показа стала сама усадьба Талызиных - выдающийся памятник русского классицизма XVIII в., построенная по проекту великого русского зодчего Матвея Казакова. Ее научную реставрацию осуществила возглавляемая Щусевым архитектурно-проектная мастерская. По замыслу Щусева, со временем число таких зданий - «экспонатов» должно было пополниться за счет открытия филиалов музея и в других памятниках архитектуры.

1945 год
1957 год

1964 год

Государственный научно-исследовательский музей им. А.В. Щусева

04

К началу 1960-х гг. направления и методы деятельности обоих музеев сблизились настолько, что стала очевидной целесообразность их объединения.

1 января 1964 г. был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, аккумулировавший фонды обоих музеев и унаследовавший их владения в Донском монастыре и на Воздвиженке. В Донском, получившим статус филиала, разместились экспозиция и фонды по истории русской архитектуры, на Воздвиженке – по советской.

Музей имел постоянную экспозицию и в основном здании, и в филиале и, кроме того, проводил тематические и юбилейные выставки по истории русской и советской архитектуры, организовывал передвижные экспозиции в масштабе страны, а также в странах соцлагеря, принимал зарубежные выставки, знакомившие посетителей с мировой архитектурной практикой. В музее работал лекторий по истории русского зодчества, специализированная архитектурная библиотека и открытый для доступа научный фотокаталог. Сотрудники музея занимались научно-исследовательской работой. В этот период музей стал активно собирать и показывать материалы по современной архитектуре тех лет, уделяя особое внимание конкурсным проектам.

Объединение двух музеев в единую структуру дало импульс к возникновению нового качества музейной деятельности - позволило расширить ее, сделать более созвучной времени, более доступной для непрофессионалов.

1960 год
1964 год

1990-е гг. и сегодня

SOS!

800px-MoscowMuseum of Architecture

Перестройка, радикально изменившая жизнь страны, не могла не повлиять на жизнь музея архитектуры. В 1991 г. решением московских городских властей Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Музейные экспонаты в срочном порядке были эвакуированы на Воздвиженку, в неприспособленные и без того затесненные помещения, к тому же, нуждающиеся в капитальном ремонте. Последние ремонтно-реставрационные работы проходили в середине 1960-х гг. После прокладки Филевской линии метро и новых коммуникаций как раз под музейным комплексом, конструкции строений 18 века деформировались настолько, что в настоящее время требуют принятия антиаварийных мер. Обещание Правительства Москвы компенсировать 8340 кв метров, потерянные при отчуждении Донского монастыря, до сих пор не выполнено. Из-за дефицита пространства постоянная музейная экспозиция была закрыта, а богатейший музейный фонд оказался на многие году фактически изъят из культурного оборота. Первый в истории музей архитектуры сегодня требует решения множества проблем, которые накапливались десятилетиями. Без преувеличения, он на грани катастрофы - отсутствие необходимых условий для хранения уникальных фондов и изношенность строений 18 в. чреваты необратимыми утратами.

В 21 веке Государственный музей архитектуры ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть великий потенциал, заложенный в нем и его коллекциях, являющихся культурным достоянием России.

1991 год

Музей сегодня

Концепция развития музея

Предлагается развитие музея архитектуры в качественно новое культурное пространство, являющееся «мостом» между профессией и обществом, культурной институцией мирового масштаба. Это подразумевает необходимость развития стратегических направлений его деятельности.

Музей архитектуры хранитель, собиратель, реставратор, научный исследователь архитектурного наследия, но также:

международный центр актуальной архитектуры, градостроительства, дизайна, осуществляющий связь и обмен информацией с мировым культурным сообществом и ключевыми центрами профессиональной жизни; научно-исследовательский центр по проблемам современной архитектуры и градостроительства; информационно-просветительский и образовательный центр; независимый методический и экспертный центр по вопросам наследия; экспериментальная лаборатория междисциплинарных проектов, расширяющих возможности современной архитектуры; центр культурного туризма.

Развитие музея подразумевает осуществление комплекса архитектурно-градостроительных мероприятий:

Необходимо:

проведение противоаварийных работ в сочетании с комплексом мер по реконструкции с приспособлением и научной реставрацией 4 –х существующих строений усадьбы Талызиных (памятник 17-18 вв.), где размещается музей архитектуры.

Требуется:

новое строительство депозитария, складских и технических служб, для чего следует выделить участок или существующее строение, нуждающееся в реновации и перепрофилировании, например, морально устаревшее промсооружение в черте города или ближнем Подмосковье;

Целесообразно:

приспособление под культурные функции близлежащих строений и пространств, что позволит сформировать ансамбль, органично врастающий в городскую среду, которая станет визуальным продолжением музея архитектуры.

Разработан и согласован к строительству проект «экспозиционного городского стеллажа» в дворике по Староваганьковскому пер. для размещения художественных фрагментов разрушенных памятников из коллекции музея (арх. бюро «Проект Меганом»).

В долгосрочной перспективе предлагается формирование системы профильных музеев, осуществляющих под эгидой Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева скоординированную культурную политику. Профильная музейная сеть повысит активность столичной культурной жизни, эффективно повлияет на развитие разнообразных форм туризма.

В сетевую структуру музея архитектуры в перспективе могут войти: Дом-музей архитектора Мельникова, Музей Донского монастыря, Музей МАРХИ, Музей Метрополитена, дома-памятники советского авангарда

Создание на базе музея архитектуры качественно нового культурного пространства укрепит статус этой институции как архитектурного центра мирового масштаба и авторитет российской культуры в мире.

2014 год

Планы на завтра

Музейный кластер у стен Кремля

05

 

Использование ресурсов музея архитектуры позволит связать его Музеями Кремля, ГИМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, РГБ, Румянцевским музеем и другими объектами культуры, находящимися в пешеходной доступности, системой архитектурных маршрутов и арт-пространств в музейный кластер у стен Кремля — общественное пространство высочайшего культурного, экономического и политического статуса в центре Москвы.

 

 

* связь с музеями Кремля — подземный переход между Воздвиженкой, Манежной пл., Александровским садом преобразуется в культурное пространство, наподобие подземного расширения Лувра, посвященное российской архитектуре

* связь с музейным кварталом на Волхонке — архитектурный маршрут по Староваганьковскому пер.

* фундаменты и подвалы Крестовоздвиженского монастыря, дополненные белокаменными артефактами — музейно-общественное пространство под открытым небом

* дворики Усадьбы Талызиных и Александровского подворья (Староваганьковский пер.) — выставки скульптуры под открытым небом

После десятилетий «нагоняющей» застройки московского центра офисными и торговыми площадями появляется возможность создать среду, образцовую по своим содержательным и художественным качествам и обладающую высокой культурной ценностью.

В долгосрочной перспективе формирование Музейного кластера станет важным стимулом для экономического роста, поскольку в современном мире авторитет города как культурной метрополии является одним из основных условий его инвестиционной привлекательности.

Спасение и развитие Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева служит стратегическим интересам:
— всех объектов и городских пространств, попадающих в ареал его развития;
— Москвы, в центре которой появится музейный кластер 

— городская территория высочайшего культурного, экономического и политического статуса;

— России — осуществление концепции повысит уважение к стране во всем культурном мире.

Оценка услуг