Форма обратной связи
Контактные данные
Отправка оповещения об ошибке
 
Открытое письмо директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира
16.01.23

Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.

Главный инфоповод письма – недавняя информация о планах по реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира: в сети появились визуализации проекта, согласно которому и интерьеры, и внешнюю облицовку здания, построенного в 1973 году, планируется полностью заменить. Причем реконструкция запланирована на 2023 год, чтобы открыть вокзал в 2024 к юбилею Суздаля. Деликатная реконструкция, однако, вполне возможна – с сохранением подлинных элементов интерьера и фасада – если рассматривать вокзал как памятник архитектуры модернизма, знаковую постройку города 1970-х, а не как утилитарное строение. Обновленный вокзал мог бы стать достопримечательностью, а не очередной утратой. 

Однако активисты из группы «Владимир будущего» уже получили из РЖД отрицательный и несколько формальный ответ на свой запрос о сохранении подлинн
ых фасадов модернистского здания: разбор ответа можно найти здесь. Также существует петиция на change.org, пока она собрала совсем немного подписей. 

В письме Елизаветы Лихачевой и Сергея Чобана, помимо владимирского вокзала, упоминается статус памятников модернизма вообще – пока, увы, плачевный, и другие постройки, которым угрожает искажение, в частности, МХАТ. Авторы призывают органы составить список знаковых построек модернизма и поставить их на федеральную охрану. Поддерживаем этот призыв. 
Публикуем письмо и открываем сбор подписей. 
Подписать письмо можно перейдя по ссылке.

Дорогие коллеги!
Мы решились на это открытое письмо и его публикацию на уважаемом нами и активно читаемом широким профессиональным сообществом ресурсе archi.ru, поскольку ситуация с сохранением, а вернее несохранением и последовательным уничтожением памятников советской архитектуры 1960-80х годов достигла, по нашим ощущениям, новой точки невозврата.

Почему для истории архитектуры так важны памятники советского послевоенного модернизма? Во-первых, потому что они являются неразрывным и непосредственным продолжением истории советского авангарда и конструктивизма как основополагающих, формообразующих течений архитектуры, оказавших существенное влияние на ход ее развития в общемировом контексте. Во-вторых, потому что они создавались лучшими представителями российской и советской архитектурной школы первой половины XX века, отличавшейся своим чрезвычайно высоким уровнем. И, наконец, в-третьих, потому что эти здания являются неотъемлемой частью истории России XX века. Уничтожая и перелицовывая до неузнаваемости эти здания, наше поколение рискует безвозвратно вырвать страницы истории, сделать ее нечитаемой и дать неверный пример для подражания нашим потомкам.

Вести о реконструкции здания железнодорожного вокзала города Владимира и замене материала его фасадов, развивающих традиции белокаменного Владимиро-Суздальского зодчества, а также о кардинальных изменениях в интерьерах выдающегося здания МХАТ авторства недавно ушедшего от нас классика современной архитектуры Владимира Степановича Кубасова говорят нам о том, что ценность архитектуры модернизма и сама ее суть остаются неочевидными для подавляющего большинства россиян. Эта архитектура – не муляж, не просто полая форма, материалы и детали которой не важны и могут меняться по желанию и в том числе из соображений экономии, а тщательно выверенный и до детали отрисованный рукой труд великих мастеров, учившихся еще в тот период, когда архитектура являлась результатом рукотворного, тщательного и сопротивлявшегося любой антихудожественной оптимизации труда.

Мы уверены, что реконструкция железнодорожного вокзала Владимира, основанная на отношении к этому объекту как к памятнику архитектуры, может и должна стать предметом открытого архитектурного конкурса, который даст молодым (и не только!) архитекторам России шанс ярко проявить свой талант. Мы также призываем органы по работе с архитектурным наследием России в самые кратчайшие сроки составить с участием широкой профессиональной общественности полный список произведений архитектуры советского модернизма 1960-80х годов и поставить их на лист охраны как федеральные памятники. Только этот статус, на наш взгляд, поможет спасти постройки данного периода от сноса и тотальной реконструкции, обеспечит поддержание их сохранности, включая бережную реставрацию, в крайнем случае замену на абсолютно идентичные материалы и детали, как это происходит с памятниками архитектуры предыдущих эпох.

Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Сергей Чобан, архитектор, автор проекта "ВТБ Арена" и реконструкции стадиона "Лужники"

Вы можете поддержать петицию, поставив свою подпись под письмом
Большая просьба: указывайте не только имя, но и фамилию, чтобы подпись была валидной.

Источник: archi.ru
Фотографии: Юлия Тарабарина
Вы также можете следить за новостями в telegram-канале archi.ru