24.06.25

В скульптурном дворике Музея архитектуры завершилась открытая реставрация мемориального монумента с бюстом Екатерины II, созданного скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским в 1834 году. Увидеть отреставрированную скульптуру могут все желающие бесплатно в часы работы Музея.
Реставрация памятника связана с выставочным проектом «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», который приурочен к 250-летию празднования победы в Русско-Турецкой войне и заключения Кючук-Кайнарджийского мира и посвящен истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года. Выставка открыта до 13 июля.
История памятника
Приезд Екатерины II в усадьбу Троицкое был частью московских торжеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Владелец усадьбы Пётр Александрович Румянцев-Задунайский вошёл в историю решительными действиями в Русско-Турецкой войне, приведшими к заключению победного мирного договора.
В день заключения Кючук-Кайнарджийского мира вместе с маршальским жезлом от государыни императрицы он получил к фамилии приставку Задунайский «для прославления опасного перехода его через Дунай», а после высочайшего визита императрицы усадьба Троицкое по желанию Екатерины стала называться Троицкое-Кайнарджи. В память об этих событиях сыном полководца – графом Сергеем Петровичем Румянцевым – в 1834 году в деревне Троицкое-Кайнарджи был установлен памятник, выполненный скульптором Василием Демут-Малиновским.
Памятник представляет собой аллегорическую скульптурную группу на едином гранитном постаменте. Центром композиции является бронзовый бюст Екатерины II в образе римской богини мудрости Минервы, установленный на пьедестале. Справа на пьедестал опирается фигура римской богини Пакс – персонификации мира. Голову богини украшает венец, в левой руке она держит жезл, а ногой попирает вьющуюся у основания пьедестала змею.
«От Екатерины дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского»,
– гласит надпись на пьедестале памятника.
В 1860 году памятник был перевезён из Троицкого-Кайнарджи на семейную дачу Соколовку. В 1934 году его переместили в Москву в Донской монастырь, в Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 2014 году памятник был установлен во внутреннем дворе усадьбы Талызиных на Воздвиженке, став центром экспозиции скульптурного дворика Музея архитектуры.
Реставрация 2025 года
Реставрация скульптурной композиции была проведена командой из 8 специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в апреле-мае этого года.
На всей поверхности памятника имелись сильные загрязнения, на гранитном и мраморном постаментах – следы окислов – потемнений, пятен, подтёков, а также сколы и следы поздних восполнений. С задней стороны мраморного постамента находилась глубокая вертикальная трещина. На гранитном постаменте были утрачены две декоративные бронзовые розетки.
На бронзовых скульптурах имелись стойкие загрязнения, многочисленные следы окислов и очаги коррозии, точечные утраты поверхностного слоя.
В ходе реставрационных работ:
- произведено укрепление ослабленных участков
- проведена расчистка поверхности камня и металла
- удалены следы предыдущей реставрации
- практически полностью удалены активные следы окислов на поверхности мраморного постамента
- на бронзовой поверхности скульптуры произведено механическое уплотнение патины, с целью выравнивания цвета и выявления рельефа
- восполнены утраченные декоративные розетки на гранитном постаменте композиции
- с помощью реставрационных тонировок обновлена надпись на пьедестале скульптурной композиции
- проведена комплексная консервация памятника
Восстановление утраченной памятной надписи на мраморном постаменте бюста Екатерины II стало отдельным этапом реставрации.На сегодняшний день специалисты располагали информацией лишь о более позднем варианте надписи, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях. Однако выявленное в процессе реставрации расположение отверстий и остатки пиронов свидетельствуют о том, что изначально на этом месте размещались накладные буквы «КАЙНАРДЖИ». Это подтвердилось и историографическими источниками. К сожалению, точный шрифт и размер букв неизвестны – в связи с чем реставрационный совет принял решение создать современный нейтральный вариант надписи в виде стеклянной прозрачной таблички с историческим текстом «КАЙНАРДЖИ». Такое решение не фальсифицирует неизвестный авторский вариант надписи и в то же время сохраняет важную составляющую идеологического замысла произведения.
Реставрационные работы проводились под руководством специалистов:
- Владимир Симонов, художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской реставрации полихромной деревянной и каменной скульптуры ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря;
- Дмитрий Котов, художник-реставратор 1 категории, заведующий сектором реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря;
- Александр Карандашев, художник-реставратор металла 1 категории, привлеченный специалист.
- Пименова Татьяна Андреевна, реставратор каменной скульптуры 2 категории;
- Хасанов Ситкали Тюлюгенович, реставратор 1 категории;
- Синицын Олег Сергеевич, реставратор 1 категории;
- Гуляев Павел Степанович, реставратор 3 категории.
Что будет с монументом дальше?
Мемориальный монумент с бюстом Екатерины II останется частью экспозиции скульптурного дворика Музея архитектуры. Скульптура является не только композиционной, но и тематической доминантой музейного дворика: величественное произведение искусства олицетворяет славу военных побед России, увековечивает наследие великой императрицы, которая преобразила Россию и утвердила её на мировой арене.
Скульптурный дворик можно посетить бесплатно в часы работы Музея.
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» (до 13 июля)
История жизни русского императорского двора очень многогранна. Фоном повествования на эту популярную сегодня тему стал на выставке архитектурный облик первопрестольной столицы. Это позволяет зрителю ярче проиллюстрировать «событийную историю», создать более объёмный образ эпохи и облик Москвы времени барокко и раннего классицизма, от которых до наших дней сохранилось очень мало памятников.
На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, всего более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14-и музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива экспонируются впервые.
Повествование выставки сопровождается колоритными деталями: цитатами из «Записок» Екатерины II, Камер-фурьерского церемониального журнала 1775 года, ежедневно фиксировавшего все происходящие при императорском дворе события, и других источников.
Выставка Музея архитектуры является частью кросс-проекта «1775 год. Триумф Екатерины» с Музеем-заповедником «Царицыно».