30.07.24
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и экспериментальная мастерская NWGlass.lab (г. Санкт-Петербург) продолжают программу сохранения, популяризации и развития производства стеклянного кирпича системы швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (Gustave Falconnier, 1845 – 1913).
В пространстве Флигеля «Руина» создан новый объект из фальконье исторической модели «Морская раковина». Он представляет собой сборку стеклянных кирпичей с верхним контуром, напоминающим волну, и частично заполняет оконный проем на исторической лестнице второго этажа музейного здания.
В 2023 году Музей архитектуры в партнерстве с NWGlass.lab провел первую в России выставку, посвященную изобретению Фальконье, а также выпустил первую русскоязычную книгу о распространении оригинального строительного материала в Российской империи и его трансформации в стеклоблоки в советское время. Экспозицию посетило более 78 тысяч человек, а одна из публикаций о ней получила премию Медиалогии «Инфоповод года-2023».
Проект «Фальконье. Архитектура света» команда искусствоведов и технологов готовила четыре года, и за это время изучила десятки исторических образцов фальконье с целью воспроизведения наиболее популярных на рубеже XIX-XX веков моделей. Поскольку изготовление стеклянных кирпичей кустарным методом повсеместно остановили еще в 30-е годы XX века, а необходимое оборудование в наше время представлено лишь в музейных коллекциях, специалистам пришлось пройти по пути экспериментов самого Гюстава Фальконье, чтобы заново создать выдувной стеклянный кирпич.
Специально для выставки в Музее архитектуры были воссозданы четыре основные модели фальконье: № 5, № 7, № 8 и № 9 – с двухреберным, трехреберным и лучевым рельефами, а также боковые модули к моделям № 8 и № 9. Они были собраны в выразительные цветные кладки и включены в различные проемы в пространстве Флигеля «Руина». По завершении работы экспозиции все они были оставлены в музейном здании для демонстрации на постоянной основе.
Благодаря воспроизведению NWGlass.lab утраченной технологии и проведению выставки в Музее архитектуры, которая сделала известным это достижение, реставраторы страны узнали о возможности сохранить стеклянные кирпичи в различных памятниках архитектуры. В Нижнем Новгороде в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» были восстановлены фальконье в брандмауэрной стене дома Щелухиной, были также отреставрированы фасадные окна с фальконье в доме Ерошенко в Санкт-Петербурге, восполнены утраты в проеме между главной и черной лестницами дома Бабушкина в Москве и воссоздан проем в семейной усыпальнице Кнопов на Введенском кладбище. В процессе завершения реставрационные работы в Саввинском подворье в Москве, где удалось восполнить множество проемов в различных частях здания.
Сегодня Музей архитектуры и NWGlass.lab представляют еще одну модель стеклянного кирпича – «Морская раковина». По мнению швейцарских исследователей, это ранняя модель, которая производилась небольшими сериями компанией Falconnier. В настоящее время известна только одна постройка с сохранившейся кладкой из фальконье в форме раковины: дом архитектора Винсента Манжеа в Танне (Швейцария, кантон Во).
Для воссоздания модели сотрудники NWGlass.lab изучили единственный известный сохранившийся образец стеклянного кирпича в виде раковины и деревянную мастер-модель из частной коллекции, которые были представлены на выставке “Un rêve d'architecte. La brique de verre Falconnier” в Шато де Ньон (Château de Nyon) в 2018-2019 годах.
Готовые изделия имеют подробный, имитирующий природную фактуру рельеф, их длина – 18, а ширина – 17 сантиметров. Для создания волнообразной кладки во Флигеле «Руина» использовано 114 стеклянных кирпичей из переработанного бутылочного сырья кобальтового, ярко-синего, зелено-голубого и сиреневого оттенков.
Как и другие объекты из фальконье в пространстве Флигеля «Руина», новая сборка станет частью постоянной экспозиции стеклянных кирпичей в Музее архитектуры.
Основная цель программы, посвященной фальконье, остается просветительской – организаторы стремятся развивать уникальные производственные практики, сохраняя эстетику эпохи модерна и интегрируя исторический материал в современную архитектурно-дизайнерскую среду. Музей продолжает работать как пространство диалога мастеров прошлого со специалистами нового времени, повышать уровень осознанного отношения к архитектурному наследию и настраивать оптику своих посетителей на красоту памятников, стараясь предотвратить их утрату.
Партнер проекта: AQUATON
Специальный партнер проекта: BURO ALL DESIGN