Кризис проекта модернистской архитектуры во второй половине ХХ века заставил архитекторов обратиться к идеям чувственной, феноменологической, нелинейной архитектуры — такой архитектуры, которая работала с эмоциями человека, в отличие от модернистского проекта, который в большей степени апеллировал к рассудочному и строился на рациональных рассуждениях. Эти два конкурирующих подхода к описанию и созданию архитектуры, дублируют главный спор философии XVIII века — спор между эмпирицистами и рационалистами, который разрешает Кант, включая в человеческий опыт и чувственное и рассудочное, не смотря на все противоречия.
Современный человек, зажатый этим противоречием, пытается рационализировать свои эмоции и монетизировать их, чему способствует развитие психотерапевтического дискурса и становление эмоционального капитализма. На российской архитектурной сцене эти тенденции ярко проявляются как в образовании, так и в практике. В предстоящих двух лекциях будут разобраны общие симптомы современной архитектуры, которые проявляются в попытках архитекторов удержать вместе чувственные и рациональные области профессионального знания. Чтобы обнаружить предпосылки и глубинные причины явления, мы заглянем в прошлое, и разберём характерные примеры и концепты из 60-х и 80-х годов ХХ века.