06.09.24 - 03.10.24
Воздвиженка 5/25, Флигель «Руина»
Архитектура всегда отражает философские, культурные, социальные, технологические и экономические тенденции своего времени и формирует его визуальный образ. Рассматривая архитектуру как искусство создания пространственной среды, а также как многоплановую и комплексную деятельность, выставка-исследование «Словарь современной архитектуры» формулирует 25 ключевых понятий и терминов, которые описывают актуальные архитектурные подходы и идеи, непосредственно влияющие на деятельность архитектора сегодня и формирующие облик современной, в том числе и мировой архитектуры.
Кураторами выставки выступает команда архитектурной мастерской ATRIUM, которая в этом году отмечает свое 30-летие и является одной из ведущих российских архитектурных студий.
«Для нас смысл архитектуры заключается в создании современности через определение будущего. Совместно с нашими архитекторами, заказчиками и пользователями мы обсуждаем процессы, свойства и качества современного мира, чтобы потом их выразить в наших проектах. За 30 лет такой подход привел к созданию собственного словаря, отражающего как отдельные архитектурные идеи, так и общее поле взаимосвязанных смыслов. В этом юбилейном для нас году мы хотим представить 25 терминов, которые, по нашему мнению, актуальны для современного архитектурного и философского дискурса. Мы уверены, что этот “словарь” поможет лучше понять не только наши проекты, но и глобальные тенденции, внутри которых он формировался, и позволит привлечь еще больше умов к обсуждению и созданию будущего»
— комментирует Антон Надточий, сооснователь ATRIUM.
«Задача Музея архитектуры сегодня — это рефлексия в том числе и на недавнее прошлое и осмысление актуальной архитектурной повестки. В 2019 году в музее прошла выставка новейшей российской архитектуры (1989-2019), тогда же началось сотрудничество музея с фестивалем архитектурного образования и карьеры «Открытый город», который каждый год заканчивается выставкой студенческих работ на самые злободневные для сегодняшней архитектуры темы. В прошлом году такая выставка как раз прошла под кураторством бюро ATRIUM и подняла очень сложные, но важные для каждого из нас вопросы о ре-формации социальной инфраструктуры в городе. И мы рады вновь сотрудничать с этой мастерской и показать своим посетителям еще более широкий срез того, какой проблематикой живет современный архитектор и какие формы принимают его ответы на эти вызовы»
— говорит Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Разработанный кураторами Словарь современной архитектуры организуется по шести группам, каждая из которых начинается с буквы, формирующей название компании — ATRIUM, выступающее, в свою очередь, в роли акронима. Термины словаря сопровождаются короткими эссе, объясняя авторскую позицию и помещая этот термин в контекст актуального профессионального дискурса. Таким образом, выставка представляет собой исследование, основанное, с одной стороны, на саморефлексии и представляющее авторский взгляд на профессию, а с другой стороны — формулирующее универсальные принципы и тезисы, на которых базируется архитектура сегодня.
На примере работ мастерской экспозиция выставки покажет архитектурные, градостроительные и дизайнерские проекты, макеты, арт-объекты, исследования и даже компьютерные игры, иллюстрирующие основные понятия архитектурного словаря, тенденции современной архитектуры, цифровые технологии и другие аспекты профессиональной архитектурной деятельности.
Ключевым связующим звеном выставки, проходящим через все 3 этажа флигеля «Руина», становится красная лента, ярко контрастирующая со старинными кирпичными стенами музея. Она играет символическую роль свитка «словаря ATRIUM» и одновременно выступает основной выставочной поверхностью и формирует пространство и залы экспозиции. В итоге образуются шесть основных разделов нарратива: Architecture as Art (Архитектура как искусство), Architecture of Tomorrow (Архитектура завтрашнего дня), Architecture as Research (Архитектура как исследование), Architecture as Identity (Архитектура как идентичность), Architecture as Urbanism (Архитектура как урбанизм), Architecture as Morphology (Архитектура как морфология/язык).
На первом этаже в разделе Architecture as Art (Архитектура как искусство) гостей встречают арт-объекты, разработанные мастерской. Они являются результатом экспериментов и поиска новых архитектурных решений вне проектных задач. В этих объектах в чистом виде продемонстрировано формотворчество ATRIUM, стремление находить нестандартное применение материалам и использовать новые технологии. Инсталляции «Развитие», «Динамическая структура» и «Волна» были разработаны с применением алгоритмических методов проектирования, которые определили их образ и помогли оптимизировать производство. Вместе с тем при их создании исследовались темы света, отражения, апсайклинга строительных материалов и возможности технологий дополненной реальности для придумывания и изготовления сложных, нестандартных изделий.
На втором этаже экспозиция начинается с раздела Architecture as Research (Архитектура как исследование). Так же, как экономика, социология, философия исследуют взаимоотношения людей, это делает и архитектура, но только в увязке с пространством. Через организацию функциональных зон, траекторий движения, визуальных связей, сценариев освещения и другими средствами архитектура создает ограничения и возможности, которые провоцируют определенные модели поведения: могут подталкивать к социализации, играм, сосредоточенной работе, формированию сообществ и так далее. В этом зале ATRIUM демонстрирует исследование того, как архитектура может влиять на развитие личности и раскрытие ее потенциала на примере типологии образовательных пространств. Зритель может познакомиться с выдержками из книги «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ» (ее мастерская выпустила в 2023 году), образовательными проектами, а также увидеть, какую роль играет в целом предпроектное исследование в работе архитектора.
В разделе Architecture as Identity (Архитектура как идентичность) на примере проектов, разработанных архитекторами для Якутии, Свердловской области и Алматы, можно увидеть, как архитектура способна переосмысливать культурный и природный контекст. Например, национальные орнаменты и природные рисунки озер, рек и скал превращаются в современные и нестереотипные архитектурные формы, проявляя существующую и формируя новую идентичность.
3 из 4 жителей России живут в городах, потому что именно там они видят больше возможностей для работы, образования и развлечений. Однако близость разных людей, транспорта и функциональных зон создает не только большой потенциал среды, но и вызов для тех, кто ее проектирует. Привычки горожан и их запросы постоянно меняются, бывшие промышленные территории становятся новыми жилыми районами, города «растут» вверх… эти и другие темы формируют урбанистическую повестку, в обсуждении которой участвуют кроме архитекторов и сами жители, и власти, и застройщики. Именно через эту сложную дискуссию выстраивается экспозиция в разделе Architecture as Urbanism (Архитектура как урбанизм) на примере проектов развития бывших территорий завода «Серп и Молот», Тушинского аэродрома в Москве, завода «ЗИМ» в Самаре и других, предлагающих новые подходы к созданию качественной среды для жизни.
Экспозицию второго этажа завершает раздел Architecture as Morphology (Архитектура как морфология/язык). Здесь архитектура выступает - как язык и искусство работы с абстрактной формой и пространством. Несмотря на то, что в создании архитектурных проектов очень много участников — от экономистов до строителей, — только архитекторы ответственны за их художественные качества и эстетику. В ATRIUM убеждены, что архитектура должна отражать свое время и запечатлять его в камне (хотя сегодня было бы точнее сказать «в бетоне и стекле»). Поскольку главными инструментами художественной выразительности в архитектуре остаются форма и пространство, именно работе с этими абстрактными категориями и посвящен этот зал. На примере проектов в разных масштабах и типологиях зритель познакомится с актуальными стратегиями формообразования и той эстетикой, которую, по мнению кураторов выставки, должна нести современная архитектура; эстетику, отражающую динамику и сложность современного мира и происходящих в нем процессов.
На антресоли, в завершающей части экспозиции, поднимается вопрос о том, какой будет архитектура будущего — Architecture of Tomorrow (Архитектура завтрашнего дня). Ключевым вызовом для архитектуры в ATRIUM видят развитие технологий. Дигитальное проектирование уже стало неотъемлемой частью рабочего процесса, и роль технологического инструментария только продолжает расти. Благодаря ему повышается эффективность, скорость и точность создания проектов, уже практически недоступная «аналоговым» архитектурным командам. Соответственно, вектор прогресса нацелен на то, как придумать новые способы взаимодействия с технологиями и как за счет них раскрыть свой творческий и технический потенциал. Так что в этой части экспозиции представлены примеры использования алгоритмических способов проектирования, проекты в метавселенной и инсталляция «Мета-формация», которая исследует тему границ архитектуры и интерактивного, игрового, вовлекающего зрителя пространства.
К открытию выставки приурочен и выход большой монографии «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры» (издательство TATLIN). В ней каждый термин будет рассмотрен еще более подробно и представлен через призму истории развития самого бюро. Как и все, что создает ATRIUM, книга станет полноценным произведением искусства — полиграфического и архитектурного. Кроме того, в течение четырех недель выставки предусмотрена деловая программа с лекциями и круглыми столами для всех желающих, где будут обсуждаться актуальные вопросы в различных аспектах профессиональной архитектурной деятельности.
Кураторы выставки:
Вера Бутко,
сооснователь и главный архитектор мастерской ATRIUM;
Антон Надточий,
сооснователь и главный архитектор мастерской ATRIUM;
Сергей Надточий,
арт-директор и партнер мастерской ATRIUM.
Генеральный партнер выставки: Донстрой