Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева продолжает проекты, посвященные деятельности архитектора Николая Александровича Львова, 270-летие со дня рождения которого отмечалось в 2023 году. В юбилейный год на родной земле зодчего в городе Торжке совместно с Всероссийском историко-этнографическом музеем был реализован выставочный проект «Николай Александрович Львов. Гений места».
Сегодня, в год своего девяностолетнего юбилея, Музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет на выставке «Николай Львов. Избранное» чертежи и гравюры конца XVIII века из творческого наследия архитектора эпохи русского классицизма Николая Александровича Львова (1753-1803 гг.).
Архитектурная деятельность Львова значительна и разнообразна, она принадлежит и столицам, и провинции. Наследие зодчего включает множество проектов и сооружений, теоретические труды по проблемам классицизма и садово-паркового искусства. Музею архитектуры выпала честь хранить одну из наиболее значительных коллекций графики зодчего. Ее ценность обусловлена не только количеством сохранившихся материалов (30 чертежей и 12 гравюр), но и их высочайшими художественными достоинствами. На выставке можно будет увидеть 28 листов, представляющих основные произведения мастера.
Творчество Николая Александровича Львова – вершина архитектуры классицизма в России. Его произведения дарят ощущение возвышенной гармонии, благодаря ясности форм и совершенству пропорций. Талант архитектора проявляется не только в реализованных сооружениях, но и в подготовительных чертежах. Проектная графика Николая Львова – эталонна, и мы рады показать публике лучшие ее образцы из нашего собрания. Выставку «Николай Львов. Избранное» мы представляем вместе с нашими друзьями: ювелирным партнером Музея архитектуры Epic Jewellery и Всероссийским историко-этнографическим музеем, которому выпала большая честь и ответственность сохранять выдающееся создание Николая Львова – усадьбу Ф.И. Глебова Знаменское-Раёк. Проект беседки для усадебного парка Знаменского-Райка вдохновил креативную команду Epic Jewellery на создание капсульной коллекции «Львов». К величайшему сожалению, этот изящный архитектурный шедевр утрачен, но воспоминание о нем сохранится и в совершенной графике Николая Львова, и в изысканных украшениях.
Наталья Шашкова,
директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Значимость и великолепие творчества Николая Львова вдохновило Музей на создание не только выставочного, но и ювелирного проекта. Ювелирным партнером музея Epic Jewellery была создана капсульная коллекция украшений «Львов». В ней представлены подвески, на создание которых креативного директора Epic Jewellery Анну Минакову и художника Ирину Петракову вдохновил архитектурный план паркового павильона Усадьбы Знаменское-Раек в Торжокском районе Тверской области (1787-1799 гг.) авторства Львова, хранящийся в коллекции музея. В ювелирной коллекции – подвески из серебра размера S, M и L и специальная версия подвески из желтого золота. Украшения из серебра будут продаваться эксклюзивно в Epic Jewellery, Музее архитектуры им. А.В. Щусева и во Всероссийском историко-этнографическом музее. Украшения из золота – в Epic Jewellery.
В любом сотрудничестве для нас прежде всего важна и вовлеченность нашей команды, и идейная близость с партнером. Много лет Музей архитектуры для нас — как раз такая институция, с которой интересно делать совместные проекты, и с которой мы говорим на одном художественном языке. Проект «Львов» начался с того, что мы с Ириной Петраковой по приглашению директора Музея Натальи Шашковой посетили фонды — уникальное по количеству экспонатов и их ценности место. Непосредственной задачи что-то отбирать и придумывать украшения не стояло. Но когда мы увидели графические архитектурные планы авторства Николая Александровича Львова, то моментально в них влюбились и потеряли счет времени. Мы провели несколько часов, рассматривая листы, и успели увидеть лишь часть из них. Фонды Музея — сокровищница во всех смыслах этого слова, и, конечно, мы мечтаем вернуться! Уверена, мы найдем много источников вдохновения для продолжения коллекции «Львов» и для новых проектов с Музеем.
Анна Минакова,
креативный директор Epic Jewellery
Большую часть коллекции Николая Львова составляет графика, относящаяся к храмовому строительству. Открывают экспозицию листы с проектом собора Св. Иосифа в Могилеве, созданным в 1780 году для того, чтобы отметить важное для России дипломатическое событие: переговоры императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Именно поэтому уже в 1782 году с чертежей была выполнена специальная серия гравюр. В пояснительных надписях зафиксирована архитектурная программа зодчего, вложенная в это сооружение.
Зрители выставки смогут увидеть несколько графических работ с изображением самого крупного и совершенного творения архитектора – собора Борисоглебского монастыря в Торжке. Внешне собор внушителен, монументален и строг до аскетизма. Внутри – поражает торжественной красотой и богатой игрой пространств.
Архитектура усадебных построек, представлена на выставке несколькими разнообразными проектами – от монументального дома-дворца в подмосковном Воронове, изящных павильонов в Ляличах и Знаменском-Райке, до сугубо утилитарных, но по-львовски тщательно продуманных чертежах теплицы и дровяного сарая. Ярким примером городского строительства в раннем творчестве Львова является проект Невских ворот Петропавловской крепости в Петербурге, датированный 1780 годом. На выставке можно увидеть чертеж, представляющий строгую и выразительную архитектуру парадных ворот крепости со стороны Невы. Это сооружение и в наши дни играет значительную роль в береговой панораме центра Петербурга.
Большая часть проектов жилых особняков, демонстрирующих оригинальность львовских композиций, так же хранится в собрании Музея. Особенно совершенна архитектура дачи Соймонова, некогда располагавшейся в Петербурге в окружении обширного парка на берегу Невы. Чертеж фасада представляет выдающийся образец «палладианской» темы в архитектуре частных домов времени классицизма.
Многие чертежи и гравюры из собрания Музея архитектуры имеют особую историю создания. В 1791 году Львовым был предпринят перевод 30 проектов в гравюры. Для этого по рабочим материалам помощниками архитектора были специально подготовлены чертежи фасадов, разрезов и планов. Особенную ценность эти чертежи представляют как прекрасные образцы подлинной архитектурной графики второй половины XVIII века. Точность пропорционального построения, четкость планов и разрезов, ясность архитектурных деталей в них очевидна. Блестяще выполненная отмывка акварелью подчеркивает выразительность пластической моделировки фасадов.
Зоя Валерьевна Золотницкая,
куратор выставки
Не все осуществленные архитектурные сооружения, представленные в графике, сохранились до наших дней. Разобран собор в Могилеве, нет существуют и дом П.А. Соймонова в Петербурге, и летний домик в Ляличах, утрачены парковые павильоны в Знаменском-Райке. От этого ещё большую ценность обретают чертежи и гравюры, сохраняющие драгоценные свидетельства творческого наследия Николая Александровича Львова.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева продолжит совместные проекты с Всероссийском историко-этнографическим музеем, и уже 15 мая 2024 года, в день рождения архитектора, в городе Торжке примет участие в мероприятиях «Львовского дня в Райке».