На выставке представлены работы лучших архитектурных фотографов страны — 33 знаковых здания столицы, построенных в течение последних 10 лет, а также новые объекты, планируемые к открытию. Отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, Парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов, среди которых Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин и др. Более половины фотографических работ ранее не показывались широкой публике.
Эта выставка является очень важной для Музея. Музею архитектуры по своей специфике сложнее отслеживать современные архитектурные процессы. В основном Музей показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что данный процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать. Данная выставка, которую мы открываем, во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством. Мне бы хотелось, чтобы те принципы проектирования и планирования, отношения к современной архитектуре, которые утвердились за последние десять лет в Москве, не закончились бы, а продолжились и развивались, потому что, в конечном итоге, архитектура — это среда, в которой мы живём.
Елизавета Лихачева
директор Государственного музея
архитектуры имени А.В. Щусева
Отобранные к выставке проекты отражают тенденции в современной российской архитектуре. Так, например, БЦ «Аквамарин» (SPEECH, 2012. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) — комплекс из четырех зданий, три из которых формируют квартал на Озерковской набережной. «Аквамарин» — очень московское здание. Между корпусами прорезана внутриквартальная улица. Подобное решение — типичное для дореволюционных московских офисных зданий (Деловой двор, Иван Кузнецов, 1911–1913; Северное страховое общество, Иван Рерберг, 1909–1911). Спаренные колонны на одном из корпусов отсылают к советскому авангарду и пролетарской дорике Ивана Фомина (Дом Динамо, 1928–1931). А ребристый фасад с крупным оконными проемами — к модернистской пристройке к ЦУМу (С. Никулин, Ю. Омельченко, А. Казаков, 1974). «Аквамарин» — пример того, как современное здание, не впадая в копийность, за счет тонких отсылок к известным московским постройкам, может быть контекстуально городу. Возможно, этот проект проложит путь к новому метамодернизму, который останется в диалоге с предыдущими вариациями модернизма без ухода в постмодерн.
В 2010-х годах, после многочисленных неудачных попыток, Москва вышла на глобальный архитектурный рынок. Вместо невнятных заказов иностранные архитекторы (John McAslan + Partners, Diller Scofidio + Renfro, Herzog & de Meuron, Zaha Hadid Architects, Ренцо Пиано, Рем Колхас, MVRDV, Nikken Sekkei) получили возможность реализовывать свои идеи в городе. Москва появилась на карте архитектурных столиц мира. Международный конкурс и последующая реализация парка Зарядья (Консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, «ТПО Резерв», Сергей Кузнецов, 2017) — во всех отношениях знаковое событие в истории Москвы. Признак того, что город способен внедрять самые передовые, смелые решения. Потребуются еще годы для оценки ландшафтных решений, но сам выбор в пользу строительства парка на большой территории в центре города вместо коммерческой недвижимости – политический жест, говорящий, что человек — главный ресурс в XXI веке, и комфортная среда его обитания требует инвестиций.
Московское метро — подземный памятник архитектуры, без преувеличения — душа столицы. Больше ни одно метро в мире не обладает столь разнообразной архитектурой высочайшего качества. Метро и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркие примеры таких новых станций — «Солнцево», «Терехово», «Переделкино». Но настоящей жемчужиной подземки стали «Мнёвники» (Архитектурное бюро Тимура Башкаева, 2021). Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала — голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.
Неотъемлемой частью современной архитектуры, наряду со строительством, является сохранение и редевелопмент существующих построек. Мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (Архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс», 2020). Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
В 2021 году после реконструкции здания бывшей электростанции открылся Дом культуры ГЭС-2 (Renzo Piano Building Workshop). А осенью 2022 года начинается реставрация дома Константина Мельникова. Череда реставраций и реконструкций, вернувших городу наследие недавней современной архитектуры, однозначно свидетельствуют о прогрессивном начале в актуальной архитектуре.
Москва XXI века — один из самых динамично развивающихся городов мира. Здесь работают ведущие архитекторы, чьи проекты — выдающиеся образцы современной мировой архитектуры. Это парки и музеи, спортивные объекты и образовательные кластеры, деловые кварталы и жилые дома. Все эти объекты формируют уникальный архитектурный облик Москвы. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, нет сомнений в том, что работа с Москвой как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.
Ключевая инициатива мэра — это создание актуального нового для Москвы культурного слоя, который останется в памяти города как самобытная часть его культуры. Москва развивалась циклично, культурная «слоистость» Москвы создает ее уникальность. Сегодня наша задача — укрепить городскую ткань, создавая функционально разнообразные пространства с новым качеством архитектуры: яркой, резонансной, инженерно-сложной.
Сергей Кузнецов,
идейный вдохновитель выставки,
главный архитектор Москвы
За архитектуру выставки отвечает бюро Planet9. Работы фотохудожников представлены в крупных форматах — от 1 метра, в скульптурном и графичном дизайне выставки, который отображает, с одной стороны, устремление архитектуры к максимальной визуальной выразительности, с другой, служит наилучшим фоном для смелых архитектурных и фотографических экспериментов.