Луганский архитектурно-строительный колледж имени архитектора А.С. Шеремета
Фотографии, представленные на выставке «Архитектура жизни», запечатлели облик городов Луганской области в период послевоенного восстановления в 1950-е годы.
Не случайно Николай Васильевич Гоголь называл архитектуру «Летописью мира» – ведь именно в камне, кирпиче и бетоне навсегда отражаются ценности и стремления целых поколений. В начале 1950-х годов массово возводимые жилые и общественные здания еще не были лишены своего «лица» – часто они создавались по индивидуальным проектам замечательными зодчими, подарившими населённым пунктам Луганской области множество уникальных сооружений.
Ещё в конце 1942 года при Академии Архитектуры СССР началось формирование мастерских, которым предстояло заниматься разработкой проектов восстановления разрушенных городов. К работе были привлечены крупнейшие советские зодчие: Алексей Щусев, Владимир Гельфрейх, Георгий Гольц, Лев Руднев, Борис Иофан и многие другие. Однако большая часть проектов первой половины 1940-х годов по очевидным причинам так и осталась на бумаге: из-за недостатка финансовых, технических и человеческих ресурсов. Тем не менее художественный потенциал, идеи, возникшие в тяжёлые 1941-1945 годы, во многом предопределили дальнейшее развитие градостроительной мысли и вошли в основу проектов восстановления городов, реализованных позднее – в 1950-е годы. Это был сложнейший творческий и технический процесс: первоочередной целью являлось восстановление инфраструктуры, сельскохозяйственных и промышленных сооружений, обеспечение людей жильем, также параллельно решались глобальные задачи по созданию новых художественных городских ансамблей.
В зависимости от реального положения дел в разных городах Донбасса архитекторы предлагали варианты перепланировки, укрупнения или создания абсолютно новых городских структур с жилыми и общественными территориями, при этом стремясь сохранить уникальный облик, историческую память места, по возможности восстановить разрушенные памятники архитектуры и сформировать новые, современные и комфортные для жизни общественные пространства.
На первом месте после восстановления инфраструктуры городов стояло возведение жилья. Высокая скорость строительства в больших масштабах достигалась благодаря типовому строительству. В 1948 году Гипроград УССР разработал типовые проекты малоэтажных жилых домов в Донбассе. Подход к проектированию в этот период значительно отличался от эпохи индустриального домостроения 1960-70-х годов, которое охватило всю страну. Малоэтажное жилье 1950-х не было лишено своего «лица»: здания, сложенные из кирпича, имели четко выстроенную композицию фасада, просторные лоджии, балконы, лепные наличники на окнах и торжественные входные группы. Дома от четырех и выше этажей строились по индивидуальным проектам замечательными зодчими, подарившими населённым пунктам Луганской области множество уникальных сооружений. Новое жилье гармонично встраивалось в ткань городов: улицы засаживались молодыми деревьями, разбивались скверы с цветниками, обустраивались зоны отдыха и парки, возводились стадионы, кинотеатры и гостиницы, дворцы и дома культуры, общежития, школы и детские сады при промышленных сооружениях.
Именно архитектура, создавая новую жизненную среду, становилась наиболее ярким воплощением образа той счастливой мирной жизни, к которой так долго шла вся страна. Она воплощала общее для простых людей, руководства страны и архитекторов чувство радости и гордости, проявившиеся в масштабных и величественных формах с вкраплением мотивов национального зодчества. Художественное решение общественных сооружений, с мощными колоннами, мозаиками и рельефами, декоративными орнаментами и объемной скульптурой, прославляющей мирный созидательный труд, и сегодня поражает своей торжественностью. В общем облике и мельчайших деталях этих зданий утверждается триумф Победы, создаётся светлый образ нового Настоящего, точкой отсчета которого стал 1945 год.
Для Музея архитектуры имени А.В. Щусева эта выставка – гуманитарный проект для людей, которые живут уже долгое время в состоянии присутствия военных действий в буквальном смысле слова у них дома. Мы, как сотрудники музея, как люди, которые работают в культуре, должны дать им возможность выхода из ситуации абсолютно беспросветного ужаса при помощи искусства. Поэтому эта выставка – гуманитарная акция. Искусство – это базовая потребность человека. Последние 8 лет люди лишены доступа к искусству, в том числе изобразительному, возможности его постижения, не могут посещать музеи. На мой взгляд это лишение – одно из военных преступлений, даже если оно не признано Гаагской конвенцией. Мы хотели дать людям возможность вспомнить, что бывают не только люди на войне, и что все войны рано или поздно заканчиваются.
Елизавета Лихачева директор Государственного музея
архитектуры имени А.В. Щусева
На церемонии открытия выставки 10 сентября 2022 года присутствовали начальник отдела по вопросам туризма и охраны культурного наследия Министерства культуры, спорта и молодежи ЛНР Анатолий Дегтярёв, ученый секретарь Музея Победы Виктор Сеничкин, представившие выставку посетителям – преподавателям и студентам колледжа. Со словами приветствия также обратилась директор колледжа Ходырева Ольга Тимофеевна и поблагодарила за возможность участия учебного заведения в проекте «Наши традиции».