Для чего
Чтобы сохранить уникальный памятник русского авангарда, построенный архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи в 1927–1929 годах.
Дом требует консервации не только из-за своего возраста. Он сильно пострадал от взрывной волны во время авианалета в июле 1941 года. Полноценного ремонта оригинальных деревянных перекрытий-мембран не было сделано ни при жизни Мельникова, ни после его ухода в 1974 году.
Предыдущая реставрация проводилась более четверти века назад – в 1996 году. Увы, реставраторы не решили главные проблемы, ограничившись косметическими мерами.
Что уже сделано
В 2018 году прошло углубленное предреставрационное обследование памятника на средства гранта Фонда Гетти (Getty Foundation) – от фундамента до чердака, от микологии (наличие грибков) до состава штукатурки и послойной окраски снаружи и внутри.
К техническому обследованию под руководством ООО «ИнжСтройСервис-1» были привлечены лучшие российские инженеры-конструкторы и теплотехники, зарубежные специалисты по цветам и окраскам Мариэль Полман и Люк Мегенс (Mariel Polman & Luc Megens, Нидерланды), ведущий эксперт по реставрации архитектуры 1920–1930-х годов Тапани Мустанен (Tapani Mustonen, Финляндия).
Историко-культурные исследования выполнила Татьяна Царева.
В 2021-2022 годах архитектурное бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой разработало концепцию и эскизный проект реставрации.
Участники реставрации
Заказчик – Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, филиалом которого является Музей Мельниковых.
Музей архитектуры выступает не только как заказчик, но и как активный участник реставрации – он предоставляет все необходимые материалы из архивов Дома и ведет контроль над тем, чтобы в ходе работ не была утрачена уникальная атмосфера подлинности.
«Группа ЛСР», девелопер № 2 в России по объемам строительства, является Генеральным партнером Музея архитектуры по сохранению Дома Мельникова.
Компания предоставляет необходимые средства для научной реставрации шедевра авангарда.
Авторский надзор ведет бюро «Рождественка», имеющее опыт деликатной реставрации и сохранения слоев времени в памятниках архитектуры – например, во флигеле «Руина» Музея архитектуры на улице Воздвиженке.
Мы внимательно прислушиваемся к мнению потомков Константина Степановича – внучка Елена Викторовна Мельникова и ее дочь, правнучка архитектора, Наталья Мельникова являются хранителями памяти семьи и «гения места».
Для внешнего наблюдения за ходом реставрации Музей создал Международный наблюдательный комитет во главе с профессором Жаном-Луи Коэном (Jean-Louis Cohen, Франция). Он является одним из лучших в мире специалистов по советской архитектуре и был лично знаком с архитектором Мельниковым.
Логика реставрации
Реставраторы изучили огромный массив архивных материалов, фотографий и дневников Константина Мельникова 1920-х годов. Они также построили 3D-модель здания «до кирпича» и провели высокоточные обмеры. Прошли шаг за шагом весь Дом, исследуя каждый элемент здания, его значение для памяти Дома и семьи, типы дефектов и их важность с точки зрения безопасной эксплуатации. Исходя из этого специалисты предложили в каждом случае свой «рецепт» консервации и реставрации.
Все обнаруженные дефекты Дома были разделены на две группы:
Генетические дефекты связаны с экспериментальным характером его конструктивных решений. Они могут быть устранены на некоторое время, но неизбежно проявятся в будущем.
Так, еще в ходе строительства в 1927-1929 годах Мельников заложил часть конструктивных проемов на фасаде здания. Для этого, чтобы удешевить строительство, был использован не кирпич, из которого сложены несущие стены, а засыпка из песка, снаружи закрытая оштукатуренными деревянными щитами.
Из-за различных физических свойств материалов появление микротрещин по границам заложенных проемов неизбежно и после реставрации.
Технологические дефекты, напротив, могут быть устранены надолго. Они появились из-за неправильной эксплуатации здания и несоблюдения технологий во время его предыдущих ремонтов и реставрации.
К таким дефектам, например, относятся отслоения и трещины в отделочных слоях на фасадах из-за разных типов штукатурки, использованных в разные годы, – от известковой до цементной.
Три принципа реставрации
- Максимально возможный отказ от вмешательства (ровно столько, сколько необходимо, но не больше).
- Консервация как сохранение, а не реставрация как воссоздание с утратой подлинности.
- Аутентичность материалов, отделки и применяемых методов наряду с аутентичностью дизайна.
Над чем именно будут работать реставраторы
- Фасады – необходимо убрать цементную штукатурку поздних ремонтов, вернуть оригинальную известковую штукатурку, позволяющую кирпичным конструкциям «дышать».
- Большой витраж – нужна реставрация подгнившего опорного бруса и сохранение стекол, сделанных по довоенной технологии, – они создают необычный эффект переливчатого света.
- Шестиугольные окна – требуется вычинка прогнивших участков, покраска дерева олифой с натуральным пигментом, как это было сделано в 1929 году.
- 57 заложенных в ходе строительства шестиугольных проемов – необходимо сохранить и обеспечить долгую жизнь «тепловым аккумуляторам», задуманным автором Дома внутри шестигранников.
- Кровля – необходимо устроить фальцевую кровлю из кровельного железа по проекту Мельникова и вернуть первоначальную окраску крыши суриком.
- Внешние кирпичные стены почти 70 см толщиной находятся в удовлетворительном состоянии. Требуется частичная реставрация поврежденной из-за протечек кладки на стыке с кровлей большого цилиндра.
- Отмостка – глиняный экран начала 2000-х годов под зеленым газоном вокруг Дома – нуждается в замене конструкции. Необходимо устроить две наложенные друг на друга ступеньки, чтобы отвести талые и дождевые воды от здания.
- Интерьер Дома – требуется сохранить и укрепить авторскую штукатурку и окраску стен, вернуть первоначальный медно-золотистый цвет стенам спальни – «лаборатории сна», придуманной архитектором.
-
Межэтажные перекрытия-мембраны и полы – требуются их вычинка, фрагментарное усиление и консервация сохранившихся деревянных элементов 1920-х годов
- Отопление – необходимо отремонтировать исторические каналы воздушного отопления и вентиляции, по которым холодный воздух поступает в Дом, а нагретый растекается по всему «организму» здания. Цель – отрегулировать климат внутри Дома, уменьшив влажность летом и сухость зимой.
Восстановление исторического сада
Сад вокруг Дома – неотъемлемая часть памятника, которая не менее важна, чем само здание. Уже воссозданы цветочные клумбы, садовый сарай (теперь это – музейный магазин) и часть садовой мебели, грядки огорода, высажены деревья и ягодные кустарники тех же сортов, что росли в саду при Константине Мельникове. В процессе реставрации будет восстановлен бутовый камень по контуру газона вокруг Дома. Реставраторы работают над идеей воссоздания площадки для игры в городки на центральном газоне позади Дома.
Что будет с Домом в дальнейшем
Дом, согласно завещанию сына архитектора, художника Виктора Мельникова (1914–2006) – часть Музея Мельниковых. В нем полностью сохранена мемориальная обстановка. Наша цель – сберечь Дом для будущих поколений и обеспечить доступ широкой публике в него уже сейчас. В Доме проводятся экскурсии малыми (не более пяти человек) группами – это связано с необходимостью ограничения нагрузок на деревянные перекрытия-мембраны. По окончании реставрации Дом сможет принимать больше гостей, благодаря фрагментарному усилению перекрытий.
А чтобы представить все творчество Константина и Виктора Мельниковых – несколько тысяч графических и живописных работ – потребуются дополнительные экспозиционные помещения.
Дом Мельникова – будущий памятник ЮНЕСКО
Еще одна важная цель Музея архитектуры – по окончании реставрации включить Дом Мельникова в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время команда Музея готовит заявку (номинационное досье) согласно требованиям Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО. И российские, и зарубежные специалисты уверены, что выдающийся памятник архитектуры русского авангарда заслуживает этого почетного статуса.