Государственный музей
архитектуры имени А. В. Щусева

Под сенью лавра

2 апреля 2021, пятница, 19:00
Марина Александровна Лопухова

Если к середине XV века флорентийская школа стала тем образчиком ренессансного стиля, на который ориентировались другие художественные центры Италии, где работали тосканские мастера, то эпоха правления Лоренцо Великолепного, внука Козимо Медичи, в массовом сознании представляется кульминацией и синонимом флорентийского Ренессанса. Развитие мифологической аллегории, прежде всего, в творчестве Боттичелли, тесная связь изобразительного искусства с философией платонизма и поэзией, балансирование между карнавальным весельем и меланхолией – характерные черты двух десятилетий развития школы, всё ещё самой авторитетной, но постепенно уступающей свои позиции Риму. Тогда же изнутри раннего Возрождения постепенно вызревало искусство высокого Ренессанса: практика флорентийской художественной мастерской формирует разносторонние интересы Леонардо да Винчи, в придворной медичейской культуре берёт начало феномен Микеланджело. Строительная практика этого периода, пусть и не очень богатая, даёт пример выкристаллизованной типологии архитектуры, в которой «национальная» тосканская традиция, заложенная Брунеллески, корректируется с учётом идеалов Альберти, примером чему служит наследие Джулиано да Сангалло.

Лектор – Марина Александровна Лопухова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.

Лекционный курс знакомит с основными этапами развития ренессансного искусства во Флоренции, которая пережила невероятный подъём в начале XV века и на протяжении всего раннего Ренессанса оставалась главной, самой новаторской художественной школой Италии. На лекциях мы взглянем на флорентийское искусство трёх столетий в его целостности, проследим внутренние особенности его развития, сделав акцент на его связи с политикой, философией, культурой, бытом и общественной жизнью Флорентийской республики, а затем – Великого герцогства Тосканского. В свою очередь, рассмотрев флорентийское искусство в контексте других художественных школ Италии, мы постараемся найти ответ на вопрос, каким образом происходили его трансформации и почему оно не преодолело кризисы, постепенно лишившие «колыбель Возрождения» статуса передового художественного центра.

Оценка услуг Министерство культуры Культура.рф Культура. Гранты России