Государственный музей
архитектуры имени А. В. Щусева

Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby's

25 и 26 октября 2019 года
Larionov

Михаил Ларионов.Натюрморт с кувшином и иконой

Флигель "Руина", Воздвиженка 5/25

 

Выставка «Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby's»

25 и 26 октября в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева будут показаны важнейшие лоты русских торгов Sotheby’s, которые в конце ноября пройдут в Лондоне. В ознаменование пятого сезона сотрудничества с музеем выставка соберет в его стенах работы выдающихся отечественных мастеров, среди которых утраченный более века назад вид Углича кисти Константина Юона и исключительной редкости картина ключевого представителя русского авангарда Ивана Клюна, чьи произведения крайне редко встречаются в частных коллекциях.

Подробнее об эспонатах выставки:

Иван Клюн. Сферический супрематизм. Холст, масло

Иван Клюн был одним из ключевых художников русского авангарда, другом Казимира Малевича и одним из основоположников беспредметного искусства в России. Появление «Сферического супрематизма» на торгах — важнейшее событие предстоящей недели русского искусства в Лондоне. Ранее картина находилась в собрании знаменитого коллекционера русского авангарда Георгия Костаки, который приложил немало усилий для того, чтобы Клюн и многие другие художники, творивший в тот поворотный период, остались в истории искусства.

Константин Юон. Древний град Углич. Холст, масло, 1913

До недавнего времени «Древний град Углич» был известен только по черно-белой фотографии из архивов художника, которые издавались лишь однажды — в 50-х годах. Поэтому появление холста на аукционе — поистине важное открытие. Картина написана летом, за год до начала Первой мировой войны, когда Константин Юон находился на пике творческих сил, и более века украшала частную итальянскую коллекцию, не выставляясь публично.

Федор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Холст, масло, 1877

Изображенная на полотне сцена священного обряда пифагорейцев, которые, как принято считать, поклонялись восходу солнца и встречали его звуками музыки, — один из нескольких вариантов известного сюжета Федора Бронникова «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Первый вариант картины снискал благосклонность собирателей искусства и принес живописцу громкую славу. Помимо холста 1869 года, заказанного Павлом Третьяковым и хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, Бронников выполнил еще по меньшей мере шесть вариантов, три из которых входят в российские музейные собрания. Представленное произведение датируется 1877 годом, именно ее Бронников, скорее всего, выставлял на Всемирной выставке 1878 года в Париже под названием «Ученики Пифагора». По окончании выставки картина была продана, после чего большую часть минувшего столетия находилась в знаменитой коллекции семьи Гуччи.

Александр Яковлев. Папаша Мартен. Картон, холст, темпера, 1921

Впервые выставляемая на торги картина Александра Яковлева «Папаша Мартен» представляет интерес не только в силу своих художественных достоинств, но и благодаря месту и истории ее создания. Композиционно объединив жанры пейзажа и портрета, Яковлев создает запоминающийся, колоритный образ папаши Мартена, немолодого уже, опаленного жарким солнцем рыбака с острова Пор-Кро. Сильный, сбитый, погруженный в мысли, он не столько позирует художнику, сколько отдыхает после крутого подъема на вершину древнего форта дю Мулен. 

Алексей Боголюбов. Венеция в сумерках. Холст, масло, 1873

Этот выразительный вид из частной французской коллекции более всего напоминает ранние венецианские полотна Боголюбова: пейзаж написан в романтической традиции Академии — силуэты собора и окружающих его зданий, озаренные городскими огнями, контрастируют с ясным вечерним небом. Экспрессивное освещение, игра света и тени, живые фигуры гондольеров и венецианцев привносят в традиционный городской пейзаж известную долю драматизма.

Борис Кустодиев. Портрет Адмирала Оскара Фон Кремера. Холст, масло, 1902

«Портрет адмирала Оскара Кремера» — это один из выполненных Борисом Кустодиевым этюдов к масштабному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Монументальную картину из собрания Государственного Русского музея, которую Николай II заказал Илье Репину к столетнему юбилею со дня учреждения Совета. Известно, что из-за болезни Илья Репин привлек для работы над заказом ассистентов. Одним из них стал Борис Кустодиев — у выпускника Императорской академии художеств и одного из лучших его учеников был яркий талант к рисованию портретов, а его манера чем-то походила на стиль самого Репина. 

Кулон-снежинка Фаберже из горного хрусталя, украшенного бриллиантами. Мастер Альберт Хольстрём по эскизу Альмы Пиль, Санкт-Петербург, ок. 1913

Идея «Снежинкок» ювелирной фирмы Карла Фаберже принадлежит Альме Пиль, одному из наиболее известных финских ювелиров, которая изготовила знаменитое «Зимнее» императорское пасхальное яйцо. Каждая из них создавалась как единственное в своем роде украшение, чей дизайн будет так же неповторим, как и кристаллическая структура настоящих снежинок. Задуманные как сувениры из России для жен деловых партнеров нефтепромышленника Эммануила Нобеля, «снежинки» встали в один ряд с самыми оригинальными произведениями прославленного ювелирного дома. Представленный экземпляр долгие годы находился в частных руках, его первым владельцем был американский коллекционер Лансделл Кристи, а в 1962 году кулон выставлялся в нью-йоркском Метрополитен-музее.

Ларец, позолоченное серебро, перегородчатая и расписная эмаль. Федор Рюкерт, Москва, 1908–1917

Мастер неорусского стиля Федор Рюкерт знаменит своей искусной работой по эмали и многолетним сотрудничеством с ювелирной фирмой Фаберже. Ларец, на крышке которого изображен вид Московского Кремля, более полувека находился в частной коллекции; его ближайшие «родственники» — ларцы из Британской королевской коллекции и собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.

Расписание работы выставки:

25 октября (пятница) с 10:00 до 22:00

26 октября (суббота) с 10:00 до 17:00

Оценка услуг Министерство культуры Культура.рф Год театра в России 2019